13.01.2014
Детская психология сформировалась, как отдельная ветвь психологии в конце 19 века. Отправной точкой для начала систематических исследований послужила книга Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В книге Прейер рассказывает о результатах наблюдений за собственным сыном, обращая отдельное внимание на то, как развиваются органы чувств, моторики, рассудка, воли и языка. Сегодня книга рассматривается как достаточно наивная и ограниченная уровнем науки 19 века, но при этом Прейер – основатель детский психологии.
Причины возникновения детской психологии как самостоятельной науки отчасти связаны с развитием промышленности и переменами в общественной жизни. Учителя и родители перестали воспринимать физическое наказание как единственную и непререкаемую меру воспитания. На повестку дня стала новая задача – понять ребенка.
С тех пор практически каждый известный психолог в той или иной мере касался детской психологии. Здесь работали такие ученые, как Зигмунд Фрейд, Джон Уотсон, Жан Пиаже, Курт Левин, Лев Семенович Выготский, Владимир Михайлович Бехтерев и многие другие.
Изначально детская психология развивалась совместно с генетической психологией. Они очень похожи, у них практически один и тот же объект исследования, а именно психическое развитие. При этом, они очень разные. Генетическая психология изучает, каким образом возникает и развивается тот или иной психологический процесс. При этом не обязательно предметом изучения этого вида психологии являются дети – генетические исследования с равным успехом проводятся и на взрослых людях. И вышеупомянутый Жан Пиаже со своей книгой «Психология интеллекта» - это скорее генетический психолог.
Детская же психология – это есть учение о периодах именно детского развития, смене этих периодов и о том, как происходит переход от одного возраста к следующему. Непосредственно детскую психологию разбирали в своих трудах Фрейд, Анри Валлон, Даниил Борисович Эльконин. По словам Эльконина, общую психологию можно назвать химией психики, детская же психология – больше физика, имеющая дело с определенным способом сформированными «телами» психики. В случае, если материалы исследований из детской психологии используются в психологии общей, раскрывается исключительно химия процесса, о ребенке не говорится ничего.
Детский психолог сегодня – неотъемлемый член общества, способный дать оценку правильному развитию и функционированию психики ребенка, и если где-то есть отклонения, описать, в чем они состоят и каким образом их можно максимально компенсировать.