21.11.2013
У автовладельцев одна из любимых тем – это тюнинг глушителя автомобиля. Но чтобы достичь «благородного» звучания двигателя и понять всю сущность работы системы выпуска автомашины, необходимо познакомиться с устройством глушителя и узнать подробнее, каким образом гасится звук, который производит двигатель автомобиля.
Немаловажно знать, что устройство глушителей шума и размеры выхлопной трубы в серийном современном автомобиле довольно хорошо соответствуют количеству отработанных газов, которые вырабатывает двигатель в единицу времени. Можно сделать вывод о том, что у серийных автомобилей трубы выпускной системы имеют достаточные размеры. Совершенно ясно, что после некоторого оптимального размера наращивать сечение труб для определенного двигателя не имеет смысла, не будет никакого улучшения. Из практики можно сказать, что двигателю объемом 1600 куб. см, который имеет приличный момент вращения до 8000 об./мин., совершенно достаточна труба диаметром 52мм.
Расход газа через выхлопную трубу моментально увеличивается, когда конструкцию серийного двигателя изменили для достижения увеличения мощности, и тогда возникает вопрос, а не получится ли, что серийная выпускная система в новых условиях вызовет избыточное сопротивление.
Когда идет речь о сопротивлении системы выхлопа, нужно вспомнить о таком серьезном узле, как глушитель шума. Можно утверждать, что лучшим глушителем является его полное отсутствие, так как любой из них создает сопротивление потоку. Конечно, позволить себе такое могут только полные хамы, потому что бороться с шумом – это значит заботиться о нашем здоровье. Ограничения на шум, который производят двигатели автомашин, распространяются не только на автоспорт, но и действуют в повседневной жизни. Нужно сказать, что шум выпускной системы в большей части классов спортивных автомашин ограничен высотой 100 дб. Это, в общем-то, не жесткие условия, но без глушителя никакой автомобиль не пройдет соответствие техническим требованиям и его не допустят к соревнованиям. Поэтому, чтобы выбрать глушитель, всегда ищут компромисс между его возможностью гасить звук и малым сопротивлением исходящему потоку газов.
Как погасить звук в глушителе?
Шум – это акустические волны, несущие в себе энергию, которая действует на наши органы слуха. Задача, которая ставится перед глушителем – это преобразовать энергию колебаний в тепловую. Прямоточные глушители можно разбить на четыре вида по методу работы. Это ограничители, отражатели, поглотители и резонаторы.
В серийных системах выпуска большей частью используются различные комбинации всех приведенных видов. Обычно в системе бывает два или больше глушителей.
Есть еще один момент, о котором нельзя не упомянуть, говоря о тюнинге системы выхлопа автомобиля. Это тембр звука. Очень часто клиенты высказывают тюнинговым компаниям просьбы о том, чтобы достичь «благородного» звучания двигателя путем замены глушителя. В принципе, если к выпускной системе не предъявляется других требований кроме изменения тембра «голоса», то проблема становится достаточно простой. В общем случае, используя глушитель поглотительного типа и виброкомпенсатор глушителя и изменяя размеры, набор элементов и содержимое, вполне можно добиться нужного тембра звука.